Потерянное поколение?
Реванш румыно-унионистов на молдавских выборах заставил задуматься о возможности дальнейшего существования молдаван как нации. Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, выступая на съезде православной молодёжи в Твери, отметил, что в скором времени мы можем потерять не только молдавскую государственность, но и молдаван, как нацию. По словам владыки, деятельность по присоединению Молдавии к Румынии, активизировавшаяся после развала СССР, приносит свои плоды, причём застрельщиком этих процессов выступает Румынская Церковь. «В этом смысле молдавская молодежь, к сожалению, потеряна. Она вся повернута на том, что Румыния – их родина, а они румыны, а не молдаване», – заявил владыка Юстиниан.
Действительно, новая власть, вместо решения жизненно важных проблем в области кризиса, решила начать свою деятельность с гуманитарного направления. В частности, новый парламента, и. о. президента Республики Молдова Михай Гимпу заявил, что остаётся убеждённым унионистом (сторонником объединения Молдавии с Румынией), а затем огорошил публику заявлением, что существование самобытного молдавского народа – «изобретение советской пропаганды для оправдания оккупации Бессарабии». Таким образом, в «советские пропагандисты» попали господарь Штефан Великий, летописцы Григорий Уреке, Ион Некулче и Мирон Костин, господарь и великий просветитель XVIII века Дмитрий Кантемир. Примечательно, что это заявление Гимпу умудрился сделать в год 650-летия образования Молдавского княжества.
Премьер-министр Владимир Филат отметился заявлением, что «не будет, подобно коммунистам, ездить в Москву на поклоны». Филат, подобно своему партнёру Гимпу, отличился и заявлениями в области этногенеза и языкознания. В ходе выступления перед депутатами Европарламента новый молдавский премьер заявил, что государственным языком в Молдавии будет объявлен не молдавский, а румынский язык. По его словам, молдавский язык был прописан в конституции страны «из конъюнктурных соображений». Сославшись на мнение «большинства учёных», считающих молдавский язык диалектом румынского, Филат пояснил: «Мы хотим называть вещи своими именами. Как американцы говорят на английском, так и молдаване – на румынском».
Новый молдавский премьер-министр также заявил о намерении правительства отказаться от школьного курса интегрированной истории, который был введён в качестве компромисса между «молдовенистами» и «румынистами», и возврата в школьную программу курса «История румын». «Мы вернем в нормальное русло и этот аспект воспитания наших детей. Будем изучать нашу историю – историю румын», – цитирует ИА «Омега» заявление Владимира Филата в эфире одного из частных телеканалов.
Стоит отметить, что, согласно переписи 2004 года, почти 80% молдаван, живущих в правобережной Молдавии, без учёта Приднестровья, назвали своим родным языком молдавский, и только 18% – румынский. О существовании самобытного молдавского языка, отличного от румынского, говорили как молдавские учёные-лингвисты (Н.Г. Корлэтяну, Л.А. Мадан, И.Д. Чобану, И.И. Иримица, В.Н. Стати, В.Б. Сеник и многие другие), так и их некоторые румынские коллеги (А. Граур, Н. Истрати, М. Садовяну, Ж. Бика). Нежелание приднестровских молдаван румынизироваться стало одной из причин возникновения Приднестровской Молдавской Республики.
Право-либеральное руководство Молдавии предприняло наступление и на национальные меньшинства, вопреки неоднократным декларациям о том, что коалиция «не делит граждан страны по национальному признаку». Департамент межэтнических отношений был понижен до статуса бюро, причём существование последнего остаётся под вопросом. Редактор проправительственной газеты “Timpul” Константин Тэнасе, отец нового министра юстиции Александра Тэнасе, отметившийся заявлением о необходимости «избавления от русских», подверг бюро межэтнических отношений нападкам. По его словам, этот орган «занимался межэтническим разобщением и разжиганием страстей», что, по его убеждению, заключалось в «принижении значимости государственного языка и продвижении идеи придания русскому языку статуса государственного».
Наконец, новая власть начала с первых же дней охоту на неугодные СМИ. В первую очередь, русскоязычные. Председатель Координационного совета по телерадиовещанию Георгий Горинчой, исполняя личное указание и. о. президента Михая Гимпу, волюнтаристским методом приказал правообладателям трансляции российского телеканала Рен-ТВ исключить из сетки вещания информационную программу “Top News”, выпускаемую «прокоммунистическим» русскоязычным информационным агентством «Омега». С 22 сентября эта программа не выходит в эфир. Следующим возможным шагом станет лишение лицензии русскоязычного телеканала NIT. Таким образом, либералы окончательно завершат «зачистку» информационного поля Молдавии от неугодных им оппозиционно настроенных СМИ.
У тех, кто пережил в Молдавии конец 80-х – начало 90-х годов, складывается ощущение дежа-вю. Всё складывается именно в соответствии именно с тем, далёким сценарием: разговоры о «едином разделённом румынском народе», стремление радикально переписать историю собственной страны, столь же радикально сменить геополитические ориентиры и разорвать с «имперской Москвой», попытки национально-языковых чисток в государственных учреждениях, гонения на русскоязычные СМИ, лозунги «Иван, собирай чемодан!», «бери шинель, иди домой!» и т.п., либерально-рыночный романтизм в экономике.
Новые власти утверждают, что сохранят курс на независимость страны, и ни о каком объединении речи идти не может. Однако то же самое утверждали народные фронты республик бывшего СССР – о том, что о выходе из единого Союза и речи быть не может. Прорумынские националисты в конце 80-х также не заявляли откровенно о своём стремлении в Румынию – это стремление они стали декларировать позднее, и даже потребовали смену названия страны на «Румынскую Республику Молдова».
По всей видимости, не имея возможности вступить в законный брак, два берега реки Прут будут жить «гражданским браком», всё более сближаясь в культурной сфере. Вся благоприятная почва для этого создана, и опыт начала 90-х годов уже имеется. В те годы идея повальной румынизации, пользующаяся поддержкой среди гуманитарной интеллигенции, не нашла поддержки в большинстве народа. Однако сторонники молдавской самобытности, сменившие у власти румыно-унионистов в середине 90-х, так и не провели чистку низшего звена гуманитарных ведомств.
В итоге практически вся система образования, академия наук и национальные музеи, сфера культуры и искусства, все писательские организации на протяжении всех этих лет оставались в руках румынистов. В результате за 20 лет в Молдавии выросло целое поколение молодых людей, которые ещё с детского сада знают, что они – румыны, что их родители – «манкурты», что их русские соседи – «оккупанты» и «мигранты». Это не их вина – так написано в школьных учебниках.
Опасные иллюзии
Многие сегодня задают вопрос: «Ну и что с того? Какое дело нам, русским, до того, как молдаване называют свой язык?». Некоторые из влиятельных представителей российского экспертного сообщества считают, что румыно-унионисты «при определённых условиях» являются ситуативными союзниками Москвы – дескать, их будет легче убедить отказаться от Приднестровья как «ненужного балласта».
Эти люди не отдают себе отчёта в том, какие последствия несёт на себе румынизация и последующий аншлюс Молдавии. Румыния – член НАТО. Вхождение Молдавии в Румынию – это стратегическая угроза безопасности России – не меньшая, чем вступление в НАТО Украины. Это значит новое продвижение Альянса к границам России, натовские базы на берегу Днестра, потеря 600 тысяч русскоязычных, живущих на правом берегу Днестра и более 1000 приходов Московского Патриархата.
Те, кто думает, что можно будет отгородиться от «Великой Румынии» широким и глубоким Днестром – ошибается. Этнические молдаване составляют 32% Приднестровья. Уже сегодня значительная часть выпускников приднестровских школ стремится получать высшее образования в кишинёвских университетах, а затем возвращаются в родные приднестровские города и сёла, уже пропитанные прорумынской пропагандой. Молчаливое содействие румынизации Бессарабии способно уже завтра обернуться румынизацией молодого поколения приднестровских молдаван.
Существует и более изощрённый, а потому более опасный вариант, активно обсуждаемый ещё несколько лет назад. Речь идёт об инициативе известного американского экономиста Джеффри Сакса и креативного украинского националиста Дмитрия Корчинского, согласно которой Республика Молдова объединяется с Румынией, а Приднестровье, за вычетом ряда приграничных городов и сёл, отходит к Украине. Сторонников «Плана Сакса – Корчинского» будет легко найти на обоих берегах Днестра, тем более есть учесть существенную степень влияния украинской общины Приднестровья, во главе которой стоят самые отмороженные националисты. Некоторые российские патриоты, рассуждающие о «ситуативном партнёрстве» с румынскими националистами, с удивлением для себя обнаружат, что невольно втянулись в американскую геополитическую игру.
Владимир Букарский
http://www.win.ru/school/2683.phtml